Методическое сопровождение разработки ООП

Сегодня каждая школа должна разработать и реализовывать на каждой ступени обучения основную образовательную программу (ООП), соответствующую ФГОС.

Обязательная часть ООП строится на основании требованиям к результатам освоения программы: личностным, метапредметным и предметным. Приходится констатировать, что российские школы не имеют большого опыта в планировании и формировании метапредметных результатов, несмотря на то, что деятельностный подход, заложенный в основу стандартов второго поколения, давно пропагандируется в системе общего образования и на декларативном уровне принимается большей частью педагогов.

Ситуация осложняется тем, что ФГОС содержит именно требования к результатам (а не перечень результатов), причем это касается и личностных, и метапредметных, и предметных результатов, и школы должны в рабочих программах представить формулировки образовательных результатов. Часто методический ресурс школы недостаточен для реализации такой сложной задачи.

Реестр примерных программ пока пуст, однако в распоряжении школ сейчас есть примеры программ для начальной и основной ступени. Пользуясь этими примерами, школы часто переносят программы себе практически целиком, часто не учитывая своей специфики и не уделяя внимания недочетам в формулировках образовательных результатов (часто неконкретны и недиагностичны).

Между тем, силами школ могут быть созданы рабочие группы, в которых могут принять участие педагоги как одной школы, так и нескольких школ. Участники таких групп могут самостоятельно разработать ООП на основании стандарта или адаптировать имеющиеся примерные программы с учетом специфики региона и школы. В помощь таким школам сотрудники Лаборатории подготовили ряд изданий, которые вы можете скачать бесплатно в библиотеке. В издания включены фрагменты ООП для начальной и основной школы, рекомендации по выбору образовательных технологий и организации оценивания, примеры краткосрочных программ для внеурочной деятельности.

Основная образовательная программа на каждой ступени обучения должна включать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Для начальной ступени соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, - 80 % к 20 % объема программы, для основной – 70 % к 30 %, для старшей – 2/3 к 1/3.

Составление части программы, формируемой участниками образовательного процесса, также вызывает определенные сложности. ФГОС для начальной школы предписывает: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные». ФГОС для основной и старшей школы также определяет часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса как возможность индивидуализации обучения и относит к ней в основной школе учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочную деятельность, в старшей школе - учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочную деятельность.

Часть программы, формируемой участниками образовательного процесса, должна быть составлена с учетом мнений участников образовательного процесса: обучающихся и их родителей, педагогов, администрации школы. Очевидно, что работа над этой частью должна состоять из выявления запросов учеников и их родителей, из формирования перечня образовательных результатов на основе их запросов и, наконец, из составления или пересмотра программ предметов, курсов, программ внеурочной деятельности. Обычно школы на данном этапе сталкиваются с проблемой выявления запросов: отсутствуют специальные методики, нет опыта перевода запросов учеников и их родителей в формулировки образовательных результатов.

Между тем, часть, формируемая участниками образовательного процесса, имеет огромную важность для школы: именно она определяет лицо школы, может стать конкурентным преимуществом, задает структуру организации школьного пространства. Именно эта часть может обеспечить сохранение важных школьных традиций и обогащать их за счет реагирования на новые потребности.

Лаборатория готова вести методическое сопровождение деятельности рабочих групп или отдельных специалистов по разработке ООП: части программы, формируемой участниками образовательного процесса, перечня личностных и метапредметных результатов, программы формирования универсальных учебных действий, системы оценивания, программы воспитания и социализации и пр. Мы работаем как с выездом в организацию, так и дистанционно. Также мы готовы разработать вариативную часть ООП по заказу школы. Вы можете позвонить нам по тел. (846) 205-97-04 или написать, воспользовавшись формой обратной связи.

Файлы для скачивания: