Общим местом стало рассуждение о том, что школа – это крайне инертный институт, который медленно реагирует на изменения потребностей общества и государства. Педагоги России имеют большой опыт в преодолении инертности системы образования: внедрение инновационных методик позволяет перестраивать деятельность школ с учетом новых условий. Именно инновации обеспечивают развитие школы – и как системы в целом, и как отдельной организации. И именно инновации обеспечивают достижение качества обучения.
Важно, чтобы инновационная деятельность была закреплена в нормативных актах образовательной организации (стратегические документы или программа развития): только в этом случае можно рассчитывать на то, что все педагоги школы будут иметь общие цели и сходные подходы в инновационной деятельности.
Для школ существенным фактором становится и то, что успешное внедрение инноваций – это всегда плюс к репутации организации, а значит, и повышение конкурентоспособности.
Кроме того, внедрение инноваций в современной школе стало одним из самых эффективных способов стимулирования работы педагогов.
Еще несколько лет назад панацеей казалось простое материальное стимулирование: зарплата педагога была катастрофически низка, отток кадров приобретал масштаб национальной трагедии. Сейчас зарплаты повысились, но оказалось, что сам факт достойной оплаты труда не является определяющим в работе педагога. С этим феноменом давно столкнулись специалисты разных отраслей экономики, и одной из приоритетных задач специалистов по кадрам стала разработка способов внематериального стимулирования персонала.
Установлено, что профессиональный рост является фактором, который привлекает специалистов, но главное – удерживает высокую мотивацию на рабочем месте. Инновации в организации всегда предполагают повышение профессионального уровня специалистов.
В современных российских школах, между тем, к инновациям привыкли, правда, репутацию инновационной школы приобретают далеко не все те, что так или иначе внедряют инновации. Почему так происходит? Мы не будем рассматривать те школы, администрация которых на самом деле не имеет намерения внедрять инновации и вся деятельность которых сводится к имитации деятельности. Мы говорим только о тех, кто действительно намерен делать школу инновационной. Здесь, как правило, администрацию школы подстерегают следующие подводные камни. Во-первых, для внедрения инноваций в школе должен быть мощный методический ресурс: группа педагогов-единомышленников, имеющих достаточный уровень подготовки для разработки материалов, их апробации и распространении хотя бы внутри школы. Часто педагоги в таких группах с большим трудом договариваются, не имея опыта эффективной групповой работы или не имея в своем составе грамотного модератора. Работа замедляется, а то и затухает. Во-вторых, если материалы и методики апробированы, необходимо обучение педагогов, что называется, «второго эшелона», т.е. тех, кто будет по ним работать, здесь возникают свои сложности: члены инициативной группы – не специалисты по обучения взрослых (которое имеет существенные отличия от обучения детей), и качество обучения оставляет желать лучшего, что потом обязательно сказывается на работе. В-третьих, работу и группы педагогов, апробирующих новые подходы, и «второго эшелона» должен сопровождать методист. Это и работа над планом урока, и посещение уроков, и работа над программами, и т.д. Как правило, методического ресурса школы для этого категорически не хватает.
Лаборатория методически сопровождает деятельность школ по внедрению инноваций: от разработки концепции внедрения инноваций и составления плана внедрения до обучения педагогов и методической работы с каждый педагогом. Мы работаем как с выездом в организацию, так и дистанционно. Вы можете позвонить нам по тел. (846) 205-97-04 или написать, воспользовавшись формой обратной связи.