Материалы, представленные на сайте, - это результат нашей работы за последние несколько лет. Все, что здесь опубликовано, мы считаем актуальным. Вашему вниманию предлагаются статьи из профильных периодических изданий, монографии, учебно-методические комплексы и документы, принятые министерством образования Самарской области и разработанные с нашим участием.
Опубликованные материалы вы можете скачать с сайта бесплатно и использовать в своей практике; при их распространении мы просим делать ссылку на наш сайт и ссылаться на авторов.
Материалы нашей библиотеки размещены в хронологической последовательности: новые - вверху страницы, изданные раньше - ниже.
Методические рекомендации «Проектирование основной образовательной программы начального образования в части формирования личностных и метапредметных результатов, определенных ФГОС» (Фишман И.С., Голуб Г.Б,, Перелыгина Е.А., 2013): описан общий подход и конкретный алгоритм планирования личностных и метапредметных результатов, даны рекомендации по выбору адекватных образовательных технологий, по организации и проведению оценивания образовательных результатов, приведены фрагменты ООП.
Методические рекомендации «Разработка и реализация программы воспитания и социализации обучающихся по программе основного общего образования» (Перелыгина Е.А., Голуб Г.Б., 2013): поэтапное описание технологии создания программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, описание технологий воспитания и социализации; в приложениях – Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (в составе ООП основного общего образования Школы «Сколково»), примеры маршрутов образовательных путешествий, программ мастер-классов и клубов.
Методические рекомендации «Порядок формирования раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» (Фишман И.С., Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., 2013): рекомендации по организации и проведению оценивания образовательных результатов обучающихся; в приложениях – фрагмент ООП Школы «Сколково» «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования», матрица уровней достижения образовательных результатов, требования к проектной деятельности обучающихся и бланки оценки проектной деятельности обучающихся.
Методические рекомендации «Социальные практики для обучающихся по программам начального общего образования» (Фишман И.С., 2013): справка по технологии организации социальных практик в начальной школе; разработки шести социальных практик для начальной школы.
Методическое пособие «Ключевые компетентности обучающихся в контексте требований ФГОС нового поколения» (Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Фишман И.С.; под ред. Когана Е.Я., 2012): Концепция компетентностно-ориентированного образования Самарской области в контексте ФГОС общего образования; метапредметные результаты ФГОС общего образования и ключевые компетентности; соотнесение универсальных учебных действий в составе примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования и ключевых компетентностей; содержание ключевых компетентностей и требования к деятельности обучающихся.
Статья «Элективные курсы в системе профильного обучения» (Голуб Г.Б., 2010): порядок определения учащимися своих образовательных траекторий; содержание, образовательные результаты элективных курсов; требования к оформлению программы элективного курса.
Инструмент для исследования запросов учащихся на содержание профильного образования (2009) был разработан по заказу министерства образования и науки Самарской области. Включает методические рекомендации «Изучение предпочтений учащихся девятых классов в отношении направленности содержания образования и уровня его освоения в старшей школе» и электронные приложения для ввода и обработки информации, полученной из анкет.
Методические рекомендации «Организация профильного обучения в форме индивидуальной образовательной траектории на старшей ступени общего образования» (Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Фишман И.С., Чуракова О.В., 2007): описание трех организационных моделей профильного обучения, рекомендации по формированию учебного плана и индивидуальных учебных планов учащихся, ресурсному обеспечению образовательного процесса, по проведению итоговой и текущей аттестации учащихся.
Методическое пособие «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся» (Фишман И.С., Голуб Г.Б., 2007): описание технологии формирующего оценивания (алгоритм действий и ресурсы); в приложениях – примеры разработок тем по различным предметам и листов обратной связи, примеры компетентностно-ориентированных заданий, единые шкалы оценивания письменных работ и устных ответов учащихся.
УМК для формирования ключевых компетентностей учащихся начальной школы (Перелыгина Е.А., Фишман И.С., 2007): состоит из рабочих тетрадей для учеников «Победители стихий» (сюжетная игра) и «Символика класса» (учебный проект) и методических рекомендаций по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий» и «Символика класса»), в которых даны общие рекомендации по организации деятельности учащихся, подробные комментарии по организации работы учащихся с каждым заданием в тетрадях и инструмент оценки. В настоящее время УМК успешно применяется в организации внеурочной деятельности в начальной школе. УМК распространяется издательством «Учебная литература».
УМК «Основы проектной деятельности» (Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова; под ред. Е.Я. Когана, 2006) разработан для реализации модульной программы «Основы проектной деятельности» (2003, текст программы есть в нашей библиотеке), включает рабочие тетради для учеников основной школы и методические рекомендации для педагогов. Модули, включенные в программу, могут быть составлены в различные комбинации в зависимости от целей педагогов. Рекомендуется использовать в основной школе для организации внеурочной деятельности. УМК предоставляет широкие возможности для формирования у учеников личностных и метапредметных результатов.
УМК для сопровождения работы учащихся по методу проектов состоит из дневника проектной деятельности (в вариантах для 5-7 и для 8-9 классов) и методических рекомендаций для педагогов и предназначен для использования в рамках внеурочной деятельности в основной школе. УМК составлен с учетом обратной связи, полученной от практикующих педагогов, и предоставляет широкие возможности для формирования у учеников личностных и метапредметных результатов.
Программа модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности» (коллектив авторов; под ред. О.В. Чураковой, 2003) была разработана для реализации в основной школе в рамках регионального компонента базисного учебного плана в Самарской области. Программа построена по модульному принципу, что позволяет образовательному учреждению компоновать модули, исходя из интересов и проблем учащихся. Модули нацелены на освоение учащимися различных способов деятельности, которые применяются в рамках проектной деятельности. В настоящее время программа целиком или отдельные ее модули могут быть использована для организации внеурочной деятельности учеников основной школы. УМК, обеспечивающий реализацию программы, был издан в 2006 г. издательством «Учебная литература» (о нем см. выше в нашей библиотеке).